Наркотики – это вещества, действующие на мозг, вызывающие привыкание и изменяющие сознание. Известно, что при употреблении наркотиков развивается тяжелая и трудноизлечимая (эффективность лечения не более 5 %) болезнь – наркомания. При употреблении лекарственных и токсических веществ возникает – токсикомания. Вдыхание паров клея приводит к слабоумию.
Очень часто жертвами становятся дети и подростки – самые незащищенные члены общества. Основным мотивом, толкающим подростков к наркотическому дурману, является любопытство и подражание, а иногда к употреблению наркотиков приучают и принуждают более опытные товарищи, которые затягивают новичков в свои сети, «угощая» дорогостоящим зельем. Среди подростков нередко существует расхожее представление: если принять для пробы наркотик всего только один раз, в этом еще нет ничего ужасного. Однако это опасное заблуждение. Желание повторить испытанные ощущения одурманивания приводят к рабской зависимости от наркотика. Постепенно все имевшиеся ранее у подростка интересы и увлечения пропадают. Появляются слабость, бессонница, потеря аппетита, потеря веса.
Особая роль, на наш взгляд, здесь принадлежит родителям, которые должны объединиться в борьбе за своих детей. Ведя доверительную беседу со своими детьми обо всех негативных последствиях употребления наркотиков, важно одновременно рассказывать и о приемах вовлечения наркоторговцами подростков. Во всем мире отмечается парадоксальный факт: несмотря на все усилия в борьбе с наркотиками, осведомленность подростков об истинных последствиях их употребления снижается. Все большее число молодых людей считают, что использование определенных видов наркотиков не приносит особого вреда.
Что же делать?
1. Разговаривайте со своими детьми, объясняйте им, что при употреблении наркотиков возникают проблемы.
2. Следите за тем кругом общения, в котором находится ваш ребенок. При необходимости ограничивайте его контакты с подозрительными субъектами.
3. Научитесь слушать своего ребенка. Все, что он вам говорит, внимательно проводите через сознание, показывая ему последующим частичным пересказом, что вы его действительно с любопытством слушали. Не перебивайте, но между делом или после разговора задавайте наводящие вопросы, комментируйте его рассказ.
4. Старайтесь, чтобы у вашего ребенка не было причин для скуки и тоски. Если он сам не в силах найти для себя предмет увлечения, постарайтесь поискать что-нибудь совместными усилиями.
5. Повышайте самооценку ребенка. Воспитывайте в нем осознание собственной индивидуальности, неповторимости и уникальности, чтобы он умел быть твердым и непокладистым в нужных ситуациях.
Сегодня здоровый образ жизни, любовь и внимание родителей – самое эффективное средство от болезни. Хочется верить, что объединенными усилиями человечества эта проблема будет решена.
Специалист по социальной работе
отделения профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
Никонова Клавдия
|