Учителя и воспитатели жалуются - родители совершенно перестали интересоваться воспитанием детей. Родители же читают специальную литературу, осваивают методики Домана, Монтессори, Никитина и Зайцева, с ранних лет отдают ребенка на английский, бальные танцы и в спортивную секцию, приглашают на дом логопеда. Ключевые слова тут «отдают» и «приглашают», и это одна из основных проблем семейного воспитания.
Родители стараются всеми силами переложить на чужие плечи воспитание собственных отпрысков, совершенно забывая о том, что семейное воспитание закладывает основу личности. И это именно та сфера, где нельзя полностью довериться специалистам, нужно вложить собственную душу.
Еще с давних времен сложились определенные традиции и законы воспитания детей в семье. Роль отца в воспитании детей заключалась в принятии жизненно важных решений, обеспечивающих благополучие и образ жизни ребенка. Во власти отца было наказание и помилование - отец, как правило, был последней инстанцией при принятии ответственных решений в жизни семьи.
Материальная ответственность за семью также лежала на плечах отца - он должен был обеспечить жену и детей, а также прививать навыки адаптации к взрослой жизни уже подросшему ребенку. В особенности это было актуально при воспитании мальчика. Где-то до семи лет сын находился на попечении матери, а после переходил в ведение отца - он обучал его, передавал свои знания. Сыну же полагалось также перенять отношение отца к жизни, стать его «копией» - именно это в обществе считалось «правильным воспитанием ребенка».
Роль матери в воспитании детей была несколько иной. Мать традиционно считалась защитницей ребенка - это было обусловлено материнским инстинктом, выражающимся материнской любовью, постоянными думами и молитвами за детей.
На плечах матери лежал уход за малышом и непосредственно воспитание, в том числе и морально-нравственных качеств, принятых в обществе. Особенно это касалось девочек - именно мать отвечала за моральный облик своей дочери, а также должна была помочь ей освоить традиционные женские занятия и подготовить достойное приданое.
Сегодня к услугам родителей предлагаются сотни различных методик воспитания - от японской схемы «царь, раб, друг» до методик, направленных на развитие у ребенка гениальности буквально с первых дней жизни. Но, несмотря на это перед каждым родителем встает огромное количество вопросов, от ответа на которые зависит судьба ребенка. Как обеспечить оптимальные условия для воспитания детей в семье, если семья не полная? Какова роль отца и матери в воспитании подрастающего поколения? Как наладить отношения с сыном или дочкой?
Один из главных законов, лежащих в основе воспитания ребенка, - это обеспечение его безопасности, как физической, так и психологической. Каждый ребенок рождается с уже заданными природой качествами и свойствами характера, которые требуют развития. Чувство защищенности - это необходимое условие для развития врожденных свойств ребенка. Иначе детское воровство, побеги из дома, наркомания, проституция - корни всех этих проблем скрываются в семейном воспитании, построенном без учета психических особенностей ребенка.
Семейное воспитание позволяет ребенку получить первые знания о том мире, в котором ему предстоит жить, представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, как нужно поступать в той или иной ситуации. Благодаря воспитанию в семье, малыш получает начальные навыки общения и взаимодействия в коллективе, пусть даже этот коллектив ограничен тремя членами семьи. Кстати, вот почему важно, чтобы у ребенка были братья и сестры. Дети из многодетных семей более приспособлены к жизни в обществе, такому семейному воспитанию можно присвоить звание «школы жизни».
Одной из положительных особенностей семейного воспитания является общение ребенка с представителями различных возрастных категорий. Он учится строить взаимоотношения с людьми не только разного склада характера, но и разного возраста. Воспитание в большой семье готовит человека к жизни, создавая миниатюрную модель социума.
Дети – самые зависимые и самые беззащитные члены семьи. Не стоит спрашивать, любят ли родители своих детей, желают ли им добра, здоровья и счастья. Конечно, любят и желают. Но тогда почему, же так часто родители срывают свое раздражение, свое нетерпение, свои неприятности именно на них, любимых, обожаемых? Отдать жизнь за ребенка – да, в любую минуту! А не кричать на него, не выбирая слов, например по утрам из-за того, что малыш не сразу поднялся, труднее? Не отшлепать со злостью за потерянную рукавичку? Не выяснять в присутствии сына или дочки отношения с мужем, с женой, с тёщей или свекровью, с соседями, с кем угодно еще труднее, совсем уж невозможно!? Но кто сказал, что воспитание человека, личности – дело легкое?
Всё, что видит и слышит ребенок в детстве, в семье, особенно в семье, откладывается в его душе прочно и надолго, часто навсегда. Это прописная истина из тех, которые надо вспоминать как можно чаще. Поэтому приведем цитату очень известную, но, может быть кем-то подзабытую.
Из письма Антона Павловича Чехова брату Александру, написанному в конце 1880 - го года: «Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы, можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно… делать их игрушкой своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами. Лучше не любить, чем любить деспотической любовью».
И дальше в том же письме: «… Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать. Вспомни те ужас и отвращение, какие мы чувствовали в то время, когда отец за обедом поднимал бунт из-за пересоленного супа или ругал мать дурой. Отец теперь никак не может простить себе всего этого».
Постараемся вести себя с детьми так, чтобы нас потом не мучила совесть. Все мы люди, все мы «человеки», и жизнь у большинства из нас нелегкая, и проблем сколько угодно. Да еще нервы, самочувствие, отношения на работе, в транспорте, на улице… все отражается на настроении. Но у человека, кроме разума, должны быть ещё и «тормоза», чтобы сдерживать себя, чтобы управлять своими нервами, своим настроением. Психически нормальному человеку это вполне по силам. И если кто-то стонет: «Ах, у меня нервы, поэтому я говорю лишнее!» - поинтересуйтесь у него, говорит ли он «лишнее» своему начальству, или человеку на которого хочет произвести хорошее впечатление, или просто тому, чьим мнением дорожит.
В каждой семье свои особенности, приемы и традиции семейного воспитания. Нельзя дать универсальные советы всем-всем-всем, не учитывая возрастной и количественный состав и социальный уровень. Тем не менее, некие общие правила существуют. Они просты и банальны, но, как и многие очевидные понятия, иногда забываются нами.
- Семейное воспитание предполагает атмосферу любви, счастья, тепла и доброжелательности.
- Родители принимают ребенка таким, какой он есть, стараются развить его способности, все лучшее, что в нем есть.
- Семейное воспитание учитывает особенности (возрастные, гендерные, личностные) ребенка и строится на основе этих особенностей.
- Воспитание детей в семье строится на взаимном уважении, из которого и берут начало высокие предъявляемые требования.
- Проблемы семейного воспитания часто коренятся не в ребенке, а в личности родителей, чью модель поведения дети неосознанно копируют.
- Воспитание в семье строится на том положительном, что есть в маленьком человеке. Нельзя акцентировать внимание исключительно на недостатках. Такой подход ошибочен и приводит к развитию комплексов.
- В семейном воспитании достаточно просто соблюсти следующий принцип, на котором настаивают специалисты по детской психологии: любое обучение, любые мероприятия, направленные на развитие ребенка, должны строиться в форме игры.
- Общий тон воспитания в семье должен быть позитивным и оптимистичным.
Также существуют и недостатки семейного воспитания, которые могут сыграть негативную роль в жизни человека. Таким отрицательным особенностям семейного воспитания стоит уделить особое внимание, поскольку именно они заставляют некоторых педагогов говорить о целесообразности системы интернатов, то есть всеобщего образования в отрыве от семьи. Назовем наиболее распространенные негативные факторы воспитания детей в семье.
- Материальные факторы можно считать наиболее влиятельными в благополучных семьях. Семейное воспитание как в более обеспеченных семьях, так и в семьях с небольшим достатком часто основаны на культивировании идеи превалирования материальных ценностей над духовными.
- Ценность семейного воспитания падает, если родители не просто являются людьми бездуховными, но и настроены агрессивно противодействовать развитию духовного начала в ребенке.
- Две стороны одной медали - безнаказанность и авторитаризм - также не идут на пользу воспитанию детей в семье. У ребенка складывается превратная картина мира, что провоцирует последующее неадекватное поведение и развитие скрытых комплексов.
- Совершенно недопустимо воспитание в семье в атмосфере безнравственности, внушение ребенку аморальных представлений о поведении людей.
- Тяжелый психологический климат в семье - к сожалению, явление настолько распространенное, что этот фактор даже не считают нужным упоминать. Тем не менее, воспитание в неблагополучных семьях в атмосфере скандалов, рукоприкладства, ссор родителей оказывает на ребенка крайне негативное влияние и может стать источником последующих психологических проблем.
- Часто воспитание в, казалось бы, благополучной семье приносит совершенно не те плоды, которые должно приносить. Так бывает, если родители уверены в своей психологическо - педагогической доктрине (обычно устаревшей или ошибочной), применяя в семейном воспитании психологическое давление, физические наказания, причиняя детям не только телесные, но и душевные страдания.
К счастью, сегодня существуют службы психологической помощи и правовые службы, куда ребенок может обратиться, если его здоровью, рассудку или жизни угрожает опасность.
Однако, несмотря на все подводные камни, семья остается важнейшим условием правильного развития детей. Тенденция, которая наметилась в семьях, не может не радовать. Родители, особенно молодые, воспринимают и анализируют информацию о воспитании и методиках развития ребенка, применяют полученные знания на практике и стараются уделять своим детям больше внимания, чем им самим доставалось в детстве. Помните, что знания, представления о мире, привычки, заложенные семьей, останутся с человеком на всю жизнь и во многом станут определяющими условиями его поведения и успешной жизни
По материалам http://www.detsadclub.ru/
|